Интервью с Мартином Нордхольцом, разработчиком GIMP Перевод интервью Жоэля Корню, взятое у Мартина Нордхольца из GIMP. На протяжении долгого времени я хотел сделать интервью с одним из разработчиков GIMP. Потом я наткнулся на сайт Мартина Нордхольца (ака enselic) и прочитал описание его участия в GIMP: Вот список наиболее важных нововведений, которые я намерен помочь внедрить в GIMP: * высокобитное редактирование через GEGL; * неразрушающее редактирование через GEGL; * полное завершение алгоритма управления цветом; * поддержка цветовых моделей и, в частности, CMYK. Я решил, что он именно тот человек, у которого стоит взять интервью. Итак, он один из основных разработчиков GIMP, который расскажет нам о нынешнем состоянии дел, поможет нам понять, что происходит в недрах GIMP и GEGL, а также приоткроет завесу тайны, скрывающую то, что нас ждет впереди. Мартин, большое спасибо за то, что нашли время для этого интервью. Для начала, можете ли вы сказать нам несколько слов о себе и о Вашем участии в GIMP? После моего первого участия в жизни GIMP, в октябре 2006 года, я постепенно стал все больше и больше этим заниматься, и теперь я занимаюсь им каждый день (больше или меньше), включая исправление ошибок, обработку отчетов об ошибках, анализ и интеграцию кода, работаю над новыми функциями. Иногда я занимаюсь GEGL в рамках GIMP, это отнимает большую часть моего времени. Кроме того, я работаю в качестве разработчика программного обеспечения для известного производителя мобильных телефонов. Фотографам интересно, когда появятся такие функции, как поддержка цветовых моделей, высокобитное редактирование или «эффекты слоев», которые будут включены в GIMP. Теперь, когда GEGL внедряется, то каким будет его использование в GIMP, появятся ли эти функции? Когда GEGL будет полностью интегрирован, GIMP будет поддерживать высокобитное и неразрушающее редактирования, включающие так называемые «эффекты слоев». Управление цветом — это отдельный вопрос, он потребует большой работы как над GEGL, так и над внутренностями GIMP. Недавно вышел GIMP 2.6, в котором GEGL используется для некоторых операций. Сколько еще нужно работать над GEGL, чтобы он использовался в полном объеме в GIMP? В GIMP 2.6 только операции с цветом были перенесены на GEGL. В GIMP 2.8 мы постараемся сделать полный перенос проекции кода GEGL. Проекция кода объединяет слои в один композитный, то есть в изображение. Структура изображения в GEGL представлена в виде графов, в которые легко можно вставить неразрушающие узлы, и я знаю, что Oyvind сделал несколько прототипов, которые, насколько я понимаю, в основном были успешными. Можно сказать, что сейчас GIMP имеет изолированное ядро для основных операций высокобитного и неразрушающего редактирования. Нужно адаптировать код, чтобы пользователи смогли в полной мере использовать эти возможности. Невозможно, да и бессмысленно гадать о конкретной дате, когда это будет сделано. Можно лишь сказать, что работы ведутся в настоящее время и в конце-концов будут завершены. Как шла интеграция GEGL в GIMP 2.6? Считаете ли вы, что работа, проделанная в предыдущий версии GIMP является плодотворной, и этот процесс является относительно простым, или вы скорее описываете его как «болезненный»? Работы, которые были сделаны до сих пор (в том числе до 2.8) были довольно просты. Как это часто бывает, они просто требуют времени для продумывания и генерации идей. Теперь вопрос, который я ужасно хотел задать очень давно (и, наверное, не я один ...). Как долго нам ждать включения в GIMP функций, упомянутых ранее? Может быть, мы должны первым делом ждать управления цветом: оно уже есть в и GIMP и в меню изображения. Или нынешний код будет необходимо долго переписывать, чтобы он был совместим с GEGL? Я сам заинтересован в улучшении управления цветом, но я не буду делать какие-либо серьезные усилия в этом направлении до почти полной интеграции с GEGL. Спекуляции конкретными датами опять же невозможны и бессмысленны. Какой-нибудь программист может начать работать над этим прямо сейчас, или это может занять несколько лет, прежде чем кто-либо сможет найти достаточно времени и мотивации для улучшения ситуации. Следующий вопрос о высокобитной глубине цвета — предмета, дорогого сердцу фотографа. Если сейчас 8 бит на канал прописано везде в коде, то, я полагаю, его изменение означает, что нужно будет переписывать все? Это действительно так? Какие основные проблемы препятствуют тому, чтобы GIMP работал с бОльшим количеством бит на канал? GEGL — совершенно новая структура. Не нужно переписывать весь «восьмибитный» код, скорей, нужно его просто целиком заменить. Нужно будет написать привязки компонентам, чтобы они могли быть использованы в новых условиях, но это не означает полную переписку кода. Я не вижу каких-либо серьезных проблем в отношении повышения битов на канал, просто для этого нужно написать код. Если все заработает правильно, в GIMP 2.8 будет проекция кода GEGL. Когда это будет сделано, следующим шагом будет начало реального использования новой базы с ее неразрушающим и высокобитным редактированием. Может быть, это произойдет в версии GIMP 2.10. Расскажите подробней об «эффектах слоев», или конкретней, про неразрушающее редактирование (по-моему, мегакрутой функции). Неразрушающее редактирование будет легче внедрить потому, что старый код 8-и бит на канал можно использовать для передачи данных. Повышение битов в канале будет внедрить сложнее из-за необходимости в новом, более общем коде для передачи данных. Управление цветом — сложная часть, поскольку она влияет на образ редактирования канала. Есть вопрос и про пользовательский интерфейс — редактирование изображений представляет собой сложную задачу, но нуждается в простом пользовательском интерфейсе. Реализовать это — сложная задача? Дизайнеры пользовательского интерфейса (в основном, Петер Сиккинг) сильно помогают. Я знаю, что есть планы по пользовательскому интерфейсу в рамках неразрушающего редактирования, но я не смогу вспомнить подробностей прямо сейчас. Есть еще какие-нибудь особенности, касающиеся интерфейса, которые вы хотели бы отметить? Там были дискуссии по поводу одного окна, табов, которые могут быть интересны многим людям. Последние переработки также добавили прогресса в деле улучшения свободного выделения и группировки слоев, которые, возможно, даже будут сделаны для GIMP 2.8. В него также войдут функции из Google Summer of Code, такие, как поддержка простых векторных слоев, редактирование текста прямо на холсте и категоризация ресурсов GIMP метками (прим. переводчика: «тэгирование»). В каких аспектах проекту GIMP нужна помощь? Я не верю в действенность призывов о помощи. Если люди хотят помочь — они помогут, в противном случае — не станут этого делать. Люди во всех областях ценны. Программисты, менеджеры по обработке ошибок, модераторы для сайта, переводчики и писатели для документации и так далее и тому подобное. Я понимаю, вы можете быть или не быть заинтересованы в фотографии, но поделитесь своим мнением о том, что вы думаете о положении с открытыми исходными кодами для фотографов в целом? Я должен признать, я не аховский фотограф. Фотография мне интересна, но у меня никогда не было времени сделать что-то действительно серьезное. Другими словами, я не тот человек, который может судить о качестве программ с открытым исходным кодом для фотографов с профессиональной точки зрения. Но мы все можем видеть, что программы постоянно развиваются, а ситуация постоянно улучшается. Сейчас буду придираться: редакторы RAW становится все более и более мощными и способны редактировать различные типы файлов, есть еще место для «старого доброго редактора» как GIMP? Что я могу сказать, если некоторые другие редакторы превосходят GIMP с точки зрения особенностей, то так оно и должно быть. Я подозреваю, что после того, как мы закончим работу, которую делаем сейчас, GIMP станет очень привлекательным для людей, которые сейчас вынуждены обращаться к редакторам с высокобитной глубиной обработки, например, формат RAW. Я считаю, что GIMP будет способен составить им конкуренцию (если можно использовать это слово), но, по-моему, это не так важно. Мартин, большое спасибо за уделенное время. 2 марта 2009 г.
|